Д. Гамбетта. РЭКЕТ КАК НЕЛЕГАЛЬНЫЙ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС1

В то время как в России экономико-теоретический анализ криминальных промыслов, которые контролирует организованная преступность, только зарождается, за рубежом деятельность мафии давно стала объектом пристального внимания экономистов-криминологов. Примером подобных исследований может быть монография Диего Гамбетты (Департамент прикладных социальных исследований, Оксфорд), в которой деятельность сицилийской мафии рассматривается как своеобразный “бизнес по частной защите”2. Хотя данное исследование построено на материалах южноитальянской организованной преступности, его наблюдения и выводы имеют универсальное значение.

Как известно, одним из основных источников существования мафии являются доходы, получаемые с помощью рэкета. Это означает, что организованная преступность занимается предоставлением незаконных правоохранительных услуг – в виде покровительства или частной защиты.

Покровительство (“крыша”), оказываемое мафией за плату различным хозяйствующим субъектам, можно рассматривать как товар на нелегальном рынке услуг по защите прав собственности. В этом случае мафия, специализирующаяся на рэкете предпринимателей, представляет собой совокупность фирм, предлагающих покупателям этот специфический товар.

В любом обычном бизнесе каждая фирма имеет свой круг покупателей (клиентов), собственников-руководителей (владельцев) и работников (исполнителей). Аналогичные характеристики деятельности фирмы можно обнаружить и у мафии. В рэкет-бизнесе есть клиенты – потребители нелегальных правоохранительных услуг; собственники – владельцы нелегальных фирм и организаторы бизнеса по предоставлению частной защиты; работники – исполнители, выполняющие основную работу в этом нелегальном бизнесе. Нелегальность бизнеса по частной защите придает им всем специфические формы, однако без этих элементов не может быть фирмы как таковой.

Проведение аналогии между мафией и обычной легальной фирмой, таким образом, позволяет рассматривать деятельность мафии как своеобразную индустрию по предоставлению покровительства, что способствует как более глубокому пониманию сущности и основ деятельности организованной преступности, так и эффективному поиску путей и методов борьбы с ней.

Далее Д. Гамбетта характеризует особенности экономического поведения каждой группы участников рэкет-бизнеса – клиентов, руководителей и работников.



Потребители нелегальных правоохранительных услуг

Список клиентов мафии (потребителей нелегальных правоохранительных услуг) довольно длинен и обширен. Землевладельцы, фермеры, крестьяне, предприниматели, политики, врачи, владельцы крупных сбережений, контрабандисты, торговцы наркотиками и оружием – все они в той или иной степени нуждаются в защите своих прав и интересов. И если государство не способно их защитить, то они обращаются за защитой к мафии.

Некоторые клиенты вступают в отношения с мафией с целью лишь один раз воспользоваться ее услугами, но подобные отношения не так легко прервать, поскольку преступная организация обычно не желает терять свои источники дохода. Остальные же клиенты, а их, вероятно, большинство, органически связаны с мафией (“семьей”) в качестве родственников или друзей capo, а также в качестве партнеров или особо посвященных членов.

Когда клиенты сопротивляются или не желают продлевать контракт, в их отношениях с мафией появляются определенные элементы насилия, которые могут и не носит форму прямого запугивания, но основаны все-таки на страхе. Когда преступная организация не желает терять источники дохода и настаивает на возобновлении отношений и продлении контракта, то при этом могут использоваться и предоставление дополнительной помощи или льгот, и какие-либо дружеские связи, или даже предложение женитьбы на ком-либо из родственников членов “семьи”, но могут использоваться и другие методы: причинение вреда собственности и открытое насилие.

Таким образом, основным организационным методом деятельности мафии является создание прочной сдерживающей силы с применением угроз и насилия, что определяется незаконностью данного рынка правоохранительных услуг.

Несмотря на то что покровительство мафии почти всегда связано с незаконной деятельностью, на практике довольно сложно привлечь конкретных мафиози к уголовной ответственности. Например, если известно, что связанный с мафией дон Пеппе защищает предпринимателя м-ра Х, потенциальные воры (или конкуренты) должны, вероятно, отказаться от кражи у м-ра Х (или от конкуренции с ним) даже без прямой угрозы со стороны дон Пеппе. Тем не менее, дону Пеппе вряд ли можно предъявить обвинения “за внушение страха”. Данный аспект “бизнеса по частной защите” имеет определенное значение, так как препятствует правоохранительной деятельности государства.

Кроме того, это обстоятельство представляет определенные трудности и для самих мафиози, поскольку неясно, как дон Пеппе и м-р Х должны высчитывать цену за предоставление покровительства. Возможно, это легче удастся в тех случаях, когда можно быстро и точно установить величину угрозы клиенту. Например, м-р Х, покупая помощь, платит дону Пеппе, чтобы защитить себя от риска, связанного с какой-либо конкретной сделкой. В этом случае м-р Х точно знает, сколько он может потерять, если его обманут, и знает также, сколько он может предложить дону Пеппе за покровительство.

В другом случае, если м-р Х является, например, коммерсантом, которого дон Пеппе защищает от воров и недобросовестных конкурентов, напротив, уже довольно трудно определить цену за такую защиту. В данном случае м-р Х подвергается воздействию от менее предсказуемой опасности, причем подвергается ему постоянно, а не только в течение какого-то короткого промежутка времени или в процессе заключения какой-либо одной сделки.

Итак, покровительство и защита мафии – это потенциально неограниченная сфера отношений, которые нельзя отграничить одно от другого по времени и по мере возникновения необходимости. Поэтому с мафией заключаются обычно долгосрочные контракты, точнее, контракты, не ограниченные по сроку действия.

Возможны возражения – например, что дон Пеппе мог бы продавать “защиту” м-ру Х отдельно, скажем, на каждый месяц. Однако такое решение не удовлетворит ни дона Пеппе, ни м-ра Х. Во-первых, они будут вынуждены ежемесячно тратить время на ведение переговоров и перезаключение контракта. Во-вторых, м-р Х будет опасаться за свое имущество в незащищенные месяцы и потому не сможет строить долгосрочные планы для своих капиталовложений, а дон Пеппе будет вынужден все время информировать грабителей, когда м-р Х находится под его защитой, а когда нет. В результате грабители могут перепутать и “наехать” на м-ра Х не в тот месяц или, наоборот, оставить его в покое в течение месяца, когда он не платил. Кроме того, дон Пеппе вряд ли сможет уследить за всеми своими клиентами: с кем и на сколько заключен контракт, а кто продолжает использовать его имя уже после того, как перестал платить за покровительство.

Следовательно, дон Пеппе и м-р Х обоюдно заинтересованы в заключении контракта на неопределенный срок (без ограничения во времени). При этом контракт о защите имеет строго определенную структуру, после его заключения он, как оковы, связывает защитников и их клиентов в единую сеть, неразрывную цепь, которая, в общем, и понимается как сущность мафии.

Каждая фирма должна обладать определенной собственностью. Собственность в индустрии защиты также предполагает наличие определенного постоянного капитала, а также иных активов фирмы. Так, чтобы владеть рэкет-фирмой, мафиози должен иметь возможность владеть и распоряжаться определенными ресурсами – такими, как информационные сети и средства применения насилия. Самое главное, необходимо “иметь имя”, т. е. репутацию на нелегальном рынке по предоставлению правоохранительных услуг. Репутация рэкет-фирмы во многом зависит от ее клиентов, знающих, кто занимает на рынке нелегальных правоохранительных услуг ключевые позиции, и предпочитающих иметь дело с наиболее сильными представителями данного бизнеса.



 

Особенности труда в рэкет-бизнесе

Нет сомнения, что мафиозные фирмы защиты зависят от трудового фактора, который предполагает наличие у рэкет-фирмы достаточного количества людских ресурсов (осведомителей, боевиков, продавцов, водителей и т. д.). Особо важным является вопрос вербовки надежных людей для выполнения различных заданий.

Многие проблемы решаются временным (нерегулярным) сотрудничеством с мафией, что гораздо легче скрыть от закона и что в меньшей степени зависит от ресурсов фирмы. Так, некоторые услуги связаны с потенциальными работниками, которым можно поручить выполнить отдельное задание, не принимая их в “штат” рэкет-фирмы. Например, слежку за кем-либо могут осуществлять водители такси, грузчики и другие люди, работающие на улице. Отдельные задания могут поручаться тем клиентам, которые уже находятся (или находились) под покровительством, но в качестве особого долга за услуги мафии.

Вместе с тем многие “производственные задания” должны выполняться людьми, имеющими устойчивые связи с мафиозной фирмой. Так, киллеры обычно никогда не нанимаются для выполнения одного задания, поскольку они почти всегда являются членами какого-нибудь клана. Иногда убийство поручается отдельным лицам из числа рядовых рэкетиров, но в этом случае после выполнения задания их самих “убирают”.

В случае нехватки рабочей силы одна рэкет-фирма может попросить помощи у другой. В некоторых случаях отдельные работники передаются одной фирмой другой как бы во временное пользование. Наемников можно найти и среди иных, немафиозных нелегальных группировок. Так, зафиксирован случай, когда неофашисты согласились на убийство политика в обмен на помощь мафии в организации побега из тюрьмы нескольких своих товарищей.

Таким образом, при возникновении необходимости выполнения того или иного задания мафией используются самые различные типы людей. По желанию мафиози могут быть наняты адвокаты, врачи и даже священники. Вербовка (найм) того или иного лица на службу к мафии зависит от его специальных знаний, практических навыков и способности к активным действиям. К кандидатам в работники предъявляются и такие требования, как сообразительность и жестокость, а также отсутствие родственников, работающих в правоохранительных органах.

Следует отметить, что мафия – это не работодатель в обычном понимании, который представляет своим работникам определенные льготы и устанавливает пенсию. Хотя мафия старается обычно поддерживать своих работников, попавших в тюрьму или получивших ранения в перестрелке, нередки случаи, когда оказавшийся в трудном положении работник остается без всякой поддержки.



Конкуренция в рэкет-бизнесе

Наиболее важным в экономическом анализе деятельности мафии является, по мнению Д. Гамбетты, исследование особенностей отраслевых организационных структур на этом рынке.

Внутренняя организация отдельных “фирм защиты” носит в сравнении с легальными фирмами характер организации военного типа: они имеют четкую иерархию, централизованную систему управления с беспрекословным подчинением и жесткой дисциплиной всех ее членов. Это объясняется незаконным характером деятельности, а также необходимостью использования насилия на данном рынке.

Что касается внешней организации, когда на рынке присутствует не одна, а несколько рэкет-фирм, следует отметить, что взаимоотношения между ними могут соответствовать определенным стандартным моделям отраслевых рынков – монополии, конкуренции и олигополии.

Конкретно это можно рассмотреть на следующем примере. Предположим, что некий предприниматель П1 не удовлетворен услугами оказывающего ему покровительство мафиози М1, так как считает, что тот в большей степени содействует интересам другого предпринимателя – П2, причем М1 никак не реагирует на недовольство, проявляемое П1.

В этом случае возможны три ситуации:

Если М1 является монополистом на этом рынке, т. е. отсутствует другой мафиози, способный ему противостоять, то у П1 нет никакого выхода, поскольку ему никто не может помочь.

Если же на рынке нелегальных правоохранительных услуг существует конкуренция, т. е., кроме М1, есть и другая фирма защиты – М2, обладающая силой, сравнимой с первой, то у П1 появится свобода выбора – воспользоваться услугами М2, а не М1. Все будет зависеть от поведения рэкет-предпринимателя М2;

М2 может вмешаться в это дело, при этом рискуя, в конечном счете, оказаться в состоянии войны с М1;

М2 может отказаться от какого-либо вмешательства.

С точки зрения М1, приемлемы только первый и третий варианты, т. е. М1 сможет удержать свое положение лишь в том случае, если не даст возможности М2 выйти на рынок и конкурировать с ним. Он должен обеспечить себе монопольное право, по крайней мере, на определенной территории либо с определенным кругом лиц.

С точки зрения М2, второй вариант также малоприемлем, поскольку его собственные клиенты при такой ситуации получат возможность обращаться за поддержкой к М1.

Итак, состояние равновесия возможно только в первом случае (достижение полной монополии путем уничтожения оппонента) или в третьем (воздержание от вмешательства). Если ни М1, ни М2 не желают равновесия, то неизбежна ситуация, как во втором случае, – состояние потенциально постоянной войны, где ни у кого не будет преимущества.

Желание избежать взаимоистребительной войны может привести к нескольким формам организации. Если хотя бы одна из фирм стремится к полной монополии или просто угрожает оппоненту, война неизбежна. Если обе фирмы обладают примерно одинаковой силой и ни одна не имеет явных преимуществ, то есть только один шанс избежать конкуренции – разумные люди будут вынуждены выбрать третий вариант и стараться четко “разграничить компетенцию”.

Очевидно, что крайние ситуации малоэффективны: нелегальная конкуренция легко выливается во взаимоистребительную войну, а создание крупной монополии ухудшает качество контроля за низовыми подразделениями и оставляет неудовлетворенной клиентов.

Поэтому оптимальным решением будет изоляция клиентов от конкурирующих мафиозных фирм. Для этого необходимо явное либо молчаливое соглашение типа картеля, т. е. закрепление за определенными рэкет-фирмами монопольного права оказывать покровительство и защиту на определенной территории или в определенной отрасли хозяйства. Аналогичная ситуация складывается и на практике, это обычный раздел сфер влияния. Чтобы такое соглашение было эффективным, нужен внешний арбитр – наказывать отдельных “нарушителей” и предотвращать их возможные коалиции.

По мнению Д. Гамбетты, конечным результатом совершенствования этой организации будет иерархия олигополий (иерархичная олигополия). Это ситуация, при которой мелкие рэкет-фирмы за определенную плату находят покровительство более крупных и сильных мафиозных организаций (типа холдинг-центров); при этом они будут сотрудничать друг с другом в той мере, которая необходима для поддержания стабильности рынка нелегальных правозащитных услуг и предупреждения взаимоистребительной войны.

СНОСКИ

1 Составлено по: Gambetta D. The Sicilian Mafia. The Business of Private Protection / Harvard University Press. Cambr. (Mass.); L., 1993. В реферате отражено содержание 3-й главы (“The Industry”) этой монографии, где автор рассматривает производственную организацию рэкет-бизнеса (оp. cit. P. 53 – 71).

2 “Силовое предпринимательство” в переходной экономике России уже стало объектом изучения отечественных социологов, хотя пока еще только на эмпирическом уровне. См.: Волков В.В. Силовое предпринимательство в современной России // Социол. исследования. 1999. № 1. С. 56 – 65.

Hosted by uCoz